140560, Российская Федерация, Московская область, город Озеры, квартал Текстильщики, 43
8(496)702-30-21 [email protected]
  1. Главная
  2. Об учителе
  3. Блог преподавателя
  4. Технология развития восприятия музыки. О. П. Радынова

Блог преподавателя

Количество просмотров: 189

Научность. Технология развития восприятия музыки опирается на идеи философов Аристотеля « Музыка способна воздействовать на нравственную сторону души», Платон « Идеи единства прекрасного, доброго и любви в эстетических отношениях», немецкого мыслителя 19-20 века А. Швейцера; на современные научные исследования Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, С.Л. Рубенштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, ученого-музыковеда Б. В. Асафьева, Н.Л. Ветлугиной. Системность. Система работы предполагает вариативные формы организации музыкальной деятельности на основе сотрудничества ребенка и взрослого, применяются педагогические приемы музыкального воспитания, которые имеют развивающий характер, побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой и эстетической активности и педагогические методы: 1. Метод контрастных сопоставлений предполагает выбор педагогом произведений для сравнения с учетом педагогических целей, уровнем музыкального развития детей ( вносит элемент проблемности); 2.Метод уподобления характеру музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Применяются различные виды уподобления характеру музыки: -моторно-двигательное уподобление ( мелкая моторика рук, дирижерский жест, пластическое интонирование, ритмопластика, образные танцевальные движения- побуждают детей к « экспериментированию»; -тембровое инструментальное уподобление применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа; -словесное уподобление побуждает детей к творчеству, выражению первоначальных суждений о музыке и оценок;
-цветовое уподобление помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере( определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки); -тактильное уподобление ( применяется в раннем и младшем возрасте) способствует прочувствованию и осознанию характера музыкального образа через прикосновения; -вокальное уподобление- выразительное напевание педагогом мелодий во время звучания произведения и подпевание ее детьми; - полихудожественное уподобление- объединение различных видов искусства( музыка, живопись, поэзия, театр, ритмопластика), которые обогащают музыкальное восприятие, способствуют формированию основ художественной культуры детей. 3. Музыкальная игра-сказка –развернутая творческая сюжетно-ролевая игра, являющаяся высшим интегрированным видом игры, объединяющая разные виды искусства(музыку, литературу, изобразительное искусство, театр). Структурированность. Технология музыкального восприятия предполагает следующую структуру: 1. Знакомство с музыкальным произведением. Цель данного этапа- вызвать интерес к произведению, эмоционально его пережить, получить сведения о произведении, композиторе, вызвать ответную реакцию ребенка на эмоционально- образное содержание; 2. Посильное исполнительство, основанное на опыте восприятия. Рекомендуется использовать разные виды исполнительства, включая творческие задания: -побуждение детей к выражению переживаний в образном слове; -музыкально- ритмические движения; -подпевание ярких мелодий; -игра на музыкальных инструментах; -рисование; 3. Творческие проявления( сочинение песенок, танцевальных композиций, музицирование).
Процессуальность. Технология опирается на использование высокохудожественного репертуара зарубежных, русских и отечественных композиторов-классиков. Репертуар систематизирован по следующим принципам: - тематическому; -концентрическому (цикличности); -контрастному сопоставлению произведений; -синкретизма; -адаптивности; -учета возрастных особенностей детей. Технология музыкального восприятия диагностируется по следующим критериям: -Музыкальные способности, знания о музыке и музыкальной деятельности, умения и навыки( высказывания о характере, средствах, жанре); -Эмоционально-оценочное отношение как проявление музыкальноэстетического сознания предпочтения высокохудожественной музыке, суждения, оценки; Самостоятельная творческая активность( желание слушать по собственной инициативе, выразительны, оригинальные высказывания о музыке) Эффективность. В результате применения технологии музыкальное восприятие О.П. Радыновой дети высказывают простейшие суждения о музыке, владеют словарным запасом, у них сформировано (или формируется ) положительное отношение к произведениям музыкального искусства, Которое ребенок реализует в самостоятельных творческих проявлениях, в творческой активности в различных видах музыкальной и художественной.

Цель программы заложена в концепции формирования личности ребенка через культуру. Современные концепции образования признают влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты;  необходимость формирования личности  через объекты культуры -  воспитанного человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать мировые культурные ценности. Ядром понятия " музыкальная культура ребенка" является эмоциональная

отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая способствует формированию интереса к музыке, основ вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать музыкальные шедевры.

Впрограмме используются такие методы и приемы иузыкального воспитания, которые нося развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Методы наглядный,словесный, практический- применяются с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение,иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов высполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Кроме традиционных, автор предлагает метод контрасного сопоставления произведений и уподоюление характеру звучания музыки (Моторно-двигательное,тактильное, словесное,вокальное,мимическое и др.) 

 Постигая язык одного искусства - музыки,ребенок параллельно осваивает выразительный смысл других художественных произведений, искусств (живописи, пантомимы, ритмопластики, художественного слова).

 В результате у детей формируется неравнодушное,эмоционольно-оценочное отношениек различным художественным образам.