140560, Российская Федерация, Московская область, город Озеры, квартал Текстильщики, 43
8(496)702-30-21 [email protected]
  1. Главная
  2. Об учителе
  3. Блог преподавателя
  4. "Роль ритмических занятий для детей дошкольного возраста"

Блог преподавателя

Количество просмотров: 183

«Какое счастье обладать чувством темпа и ритма.

Как важно смолоду позаботиться о его развитии…»

 К.С. Станиславский.

           Чувство   музыкального    ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие,     понимание,  исполнение,  созидание   ритмической   стороны  музыкальных образов.  Музыкально  - ритмическое  чувство,   являясь  формирующейся   способностью,

в   целом  подпадает   под   соответствующее   педагогическое воздействие, поддается ему, достаточно явственно «отзывается» на него. Причем  собственное  исполнение  музыки   в

учебной       деятельности,   прежде     всего       исполнение         музыки   на   фортепиано,         особо благоприятствует музыкально- ритмическому воспитанию,  создает те оптимальные условия,   в  которых   воспитание   такого   рода   протекает  или, во всяком случае, может протекать наиболее плодотворно и успешно.

       Итак, ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,       шире —  образно -    поэтическая,       художественно       -   смысловая.

Как       известно, человек постигает,  осознает  содержание  музыки  в   различных   видах музыкальной деятельности, начиная со слушания её. Но особенно интенсивно, углубленно он проникает в смысл музыкальной  речи   (разумеется,   и   ее   ритмической   стороны)  в процессе   собственного    исполнения, стимулирующего наиболее активные, обостренные формы музыкального переживания.    Причем   едва  ли   не   в   первую очередь сказанное относится к музыкальному ритму.

 Из сказанного    вытекает, что художественно-содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого   «как способность   активно   переживать    (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную   выразительность    временного хода музыкального движения» (Б. М. Теплов).

     Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается      теми       или       иными                двигательными                     реакциями

(проявляющимися в виде различных мускульных иннерваций, типа подсознательного,  как говорят, «машинального» отбивания ритма  ногой, лёгких «аккомпанирующих» движений

пальцев, гортани, корпуса и т.д.).   На   основе   этих   предпосылок   построены различные системы   ритмического   воспитания,   включающие   в себя   маршировку,    разного рода движения   под  музыку.      Большую   роль в музыкально-ритмическом воспитании играет выработка у ребёнка    ощущения  ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей этого стиля.   Для каждой эпохи,   исторического периода  характерен определенный музыкальный ритм;   любая   сильная   композиторская    индивидуальность своеобразна и неповторима,  в   частности,   и   в   том, что касается организации звуковых концепций во времени (т. е. метроритма).

          Иными словами, «каждый стиль характеризуется  своими   особенностями  ритмики, обусловленными   содержанием   музыки  и   зависимыми  от характера воспроизводимых волевых         процессов,   а   также   от   роли, которую   они  играют в сложном комплексе отображаемых психических явлений»,— писал советский музыкант X.С. Кушнарев.